Конец

"This is the end, Beautiful friend
This is the end, My only friend, the end
Of our elaborate plans, the end
Of everything that stands, the end"
The Doors, "The End"

"Я не знал, что уйти будет легко"
Машина Времени, "Дорога в небо"


Я увольняюсь с кафедры ЭВМ.

Не хочу делать из этого драму или трагедию. Просто хочу поговорить. Своего рода некролог.

Я попал на кафедру давно, ещё в 2007 году, в марте. Я тогда был студентом-третьекурсником, мечтающим закрепиться на кафедре. Игорь Леопольдович на лекции по схемотехнике объявил, что кафедре требуются новые системные администраторы-лаборанты. И я согласился, тут же, не размышляя.

(Хотя нет, вру. Частью кафедры я оказался ещё на 2 курсе, когда Алексей Николаевич предложил мне сделать лабораторию открытого кода. У меня появился даже маленький домик на кафедре - 811 аудитория. Обустраивать тот домик было очень весело. Там же мы устраивали порой и небольшие посиделки с одногруппниками, там же принимались лабораторные, там же одногруппники толпились в ожидании Виктора Александровича или Владимира Аркадьевича. Весёлое было время :) )

Я был очень рад, когда меня совершенно официально оформили на такую престижную кафедру. На тот момент это было очень большое для меня достижение. К счастью, я мог не думать тогда о деньгах, но даже тот небольшой приработок шёл на пользу. И я работал, полностью стараясь погружаться в проблемы инфраструктуры и пользователей, учась понимать потребности и хотелки. Я оставался порой и до 11 вечера.

Когда на 5 курсе меня допустили почитать лекции по линуксу, казалось, лучше уже и быть не может. Я делал то, что давно хотел делать, и по тому предмету, который считал незаслуженно обойдённым вниманием. Чувство вселенской справедливости внутри торжествовало. С чтением лекций, с усложнением задач по поддержке и развитию инфраструктуры, улучшалось и моё знание сетей и линукса, что не могло не радовать.

И вот, выпуск, диплом и повышение до инженера. Радости не было предела. Я, конечно, похихикивал над зарплатой, но привычно не воспринимал кафедру как место заработка. Одновременно с этим на меня упали курсы "Операционные системы" и "Сети" вдобавок к линуксу. Я помню свои первые семестры сетей и ОС - это был просто позор. Оказалось, что я почти ничего не знаю, что я не так хорош, как оратор, как я себе думал. Надо было улучшать и ораторское искусство, и знания предметов.

А ещё было поступление в аспирантуру, ожидание новых интересных предметов, мечты о светлом будущем, ну и так далее.

В конце 2010 года я получил обалденный подарок: 12 коммутаторов, 2 маршрутизатора и 4 сервера. И километр витой пары. Сбылась мечта о том, чтобы выбросить старые, надоевшие системники, из которых разве что песок не сыпался, сменить кабельные трассы, петлявшие над потолком непонятно как. В общем, навести порядок. За полгода была создана новая инфраструктура, сделаны новые сервисы. Проблем было не просто много, а очень много, почти на каждом шагу. Хотя бы даже такая проблема, как выбор юнита, в который надо смонтировать сервер. Кстати, из-за того, что проблема была решена неправильно, потом пришлось прямо по-живому переносить сервера выше. Это был очень мощный толчок вперёд, фактически - первый серьёзный и второй крупный проект сетевой инфраструктуры и сервисов вообще (после дипломного). Если интересно, я как-нибудь могу описать, что и как устроено, но сейчас это не имеет смысла.

С течением времени сети, ОС, линукс и некоторые прочие системные вещи целиком и полностью перетекли под моё крыло. Было и чтение ОС защитникам информации с кафедры БИС, и чтение сетей мехмату и БЖДшникам, и чтение линукса заочникам, и проведение занятий в учебном центре при кафедре. Были и недопуски до экзамена всей группой и целым потоком, чего уж там :) Потихоньку появлялось новое оборудование (благодаря деятельности Кирилла Александровича), в сравнении познавались студенты ушедшие и студенты пришедшие, наши и не наши. Обычное течение жизни преподавателя.

Но параллельно с этими в общем-то приятными процессами происходили и другие, менее приятные. Прошёл процесс аттестации, бессмысленный и беспощадный. Наверное, половина челябинского бора была изведена на бумагу. Стали вылазить наружу последствия перевода системы образования на коммерческие рельсы. Преподаватель стал обязан не только качественно учить студентов, но и выполнять коммерческие проекты. Естественно, отдавая часть собственноручно заработанных денег университету. Просто так, ни за что. Потихоньку стала тяготить зарплата: ну в самом деле, я же специалист, за час моего времени дают вполне определённые суммы, а я сижу здесь, на зарплате ниже, чем у убощицы. Я стал чаще сталкиваться с враньём, с бардаком. И общая атмосфера упадочности стала давить. Люди каждый день приходили на работу, учили студентов, общались... по инерции. Потому что так привыкли за много лет. Не потому, что им нравится и хочется, а потому, что привыкли. Коллектив потихоньку стал распадаться: грязно "ушли" Пустыгина (хотя там и тёмная достаточно история), грязно "ушли" Самохвалова, уехал Цытович, перестала приходить Надточий (здоровья ей!), совершенно грязно сняли Кафтанникова. Я ещё помню кафедру, которая в 8 утра уже начинала гудеть как хорошо организованный улей. И потихоньку-помаленьку настала тишина.

И знаете, я устал. Я устал слушать лживых руководителей, обещающих на каждом шагу рай, устал от студентов, которые из года в год в процентном отношении радуют меньше и меньше, устал проверять написанные под копирку работы, устал от бредовых дипломов и импотентных попыток их защитить. Устал получать подачки вместо зарплаты за немалую работу. Устал наблюдать, как ресурсы распределяются только среди "своих". Устал от всестороннего идиотизма и бюрократии (как вам требование от кафедры философии НИОКРов на сумму 5,5 млн. рублей за год?). Устал от всесторонней отсталости крупнейшего и типа современнейшего вуза области. А самое главное, мои близкие и родные устали от того негатива, который я приносил из университета.

Я долго думал над этим решением, взешивал "за" и "против". Мне печально оставлять кафедру сейчас, в очень сложное и противоречивое время. Но и остаться я не могу. Я устал. Я больше этого не хочу. В конце концов, заниматься серверной можно и не участвуя в вакханалии идиократизма.

Когда я думал, порой вспоминал песню Машины Времени из эпиграфа. И всегда думал: неужели уйти правда легко? После всех сил, которые были затрачены? Просто уйти, бросив все мечты, все планы? И знаете, да. Оказалось, что Макаревич снова прав.

Да будет так.

Комментарии