Про автомобилизм

Всем привет, давно не виделись :)

Вот, решил написать, любезная Катерина Матвеевна. Жизнь у нас ничего, не жалуемся. Несколько слишком спокойно после Челябинска, но оно в чём-то и хорошо даже :)

Работается интересно. Но всё равно иногда хочется в свой собственный конструктор поиграть, покрутить всякие вентили и потыкать во всякие кнопочки без опасности быть уволенным :) Благо, мои старые админские учётки никто не заблокировал :)

Обзавелись машиной, завтра будет месяц, как она у нас есть. Opel Corsa, зелёненькая, весёлая. Нравится :) Жить стало намного легче. Всё же расстояния тут велики, ибо людей мало. Пробег за месяц - 1024 км, бензина скушано ~70 литров. Итоговый расход в районе 7 л/100 км, что после жигулёвских 11-13 как бальзам на душу. Да и то, такой большой расход потому, что машина рассчитана преимущественно на низкие обороты, а чтобы добиться 100-120 км/ч, нужно крутить двигатель, что и приводит к повышенному расходу. Конечно, если ездить на 80 км/ч, то можно добиться написанных в книжке 5 л/100 км (а если на 60 - то и 3-4, которые и в книжке-то не написаны :) ), но на трассе как-то... неуютно на такой скорости :) Подождём зимы, будем экономить бензин.

Дороги тут ровные. Нет, не так: РОВНЫЕ. Нет, правда. И то, финны считают, что их дороги, ммм, не очень, 15 лет назад лучше были. Такого, чтобы внезапно перерыли магистраль и не предоставили аналогичного по качеству/пропускной способности объезда, не видел (привет, замена труб на Энгельса). Ездить крайне приятно: выехал на трассу, разогнался до 100-120, включил круиз-контроль и, лениво придерживая руль одной рукой, едешь свои положенные километры дотуда, докуда надо. Никто не подрезает, никто не лихачит. Даже машины с российскими номерами как-то скромно ведут себя на дороге. С одной стороны, потому что людей и машин мало, с другой - потому что дорога двусторонняя и достаточно широкая, с третьей - потому что штрафы тут исчисляются в процентах от дохода, а полицейские очень не любят что-либо обсуждать и не понимают юмора. Правда, финны всё равно в среднем ездят на скорости "лимит+10".

Тут нередко можно встретить старые модели жигулей - в основном, 2105-2107. Попадаются и "шестёрки". Недалеко от нашего дома стоит "копейка", даже на ходу. Попадаются старые автомобили гладких форм, но очень редко. Недавно видели Хаммер. По выражению финна, владельца Хаммера не надо обижать, потому что он и так наказан стоимостью налога на выбросы и ценой на бензин.

С бензином, кстати, всё непонятно. Цена плавает вверх-вниз в зависимости от никому неизвестных факторов. Вчера ценник мог показывать Х, а сегодня уже показывает Х-2 цента/л, хотя не изменилось вроде бы ничего. Разброс между заправками разных компаний может достигать 3-4 центов за литр. А вообще бензин достаточно дорогой - ~1,6 евро/литр за 95 бензин. Дизель дешевле (в районе 1,3-1,4), но по странному стечению обстоятельств налог на дизели и цена дизельной машины выше. Заправки автоматические, ещё ни разу не видел заправку с кассиром. Заправить Х литров нельзя - надо указать максимальную сумму, которую ты готов потратить. И платить наличными тоже не получится. Финны любят ездить за российскую границу заправляться, виза есть у каждого третьего, наверное. Говорят, даже с учётом дороги экономия получается огромная. Некоторые, правда, отправляются в бары в Выборге и там с ними случаются разные нехорошие истории, но не будем об этом. Заправляются на лукойле, кстати. Лукойл есть и здесь, но под другой торговой маркой.

Всё сложно с парковками. Просто так у дома парковаться никто не даст - только за денежку (правда, весьма и весьма скромную). В центре города парковка чаще всего платная, что-то около 2 евро/ч, первые 15 минут бесплатно. Везде паркоматы стоят, мутные личности купюры не собирают. Если повезёт (если уехать со стоянки раньше, чем тебя заметят), то можно постоять бесплатно. Максимальное время парковки тоже часто ограничено - где 2 часа, где час, а где и полчаса постоять нельзя. В Хельсинки, говорят, всё ещё хуже. Но никто в 2 ряда не паркуется, никто не поджимает и не встаёт вплотную. У торговых центров обязательно есть вместительная стоянка (только полной она не бывает :) ).

Даже мойку посетили однажды. Ручных моек тут мало, в основном автоматические. С ними связана одна большая засада - заплатить на месте нельзя. Никак. Надо купить талон на сайте или позвонить по телефону. После этого надо ввести полученный код и можно мыться. Сидеть в окружении гигантских щёток, которые, кажется, вот-вот смелют тебя в порошок вместе с машиной, завораживает. С 9 вечера помыться можно за 10 евро. Ручная мойка, говорят, стоит от 25 евро.

Первый государственный техосмотр проходить надо только через 3 года. Красота :) Техосмотры отданы в частные руки, но выполняются по государственным стандартам и бумага выдаётся государственного образца. Вся информация о машине (номер, дата покупки, дата изготовления, модель, марка), владельце (телефон, адрес, имя), техосмотрах и прочем, связанном с машиной, свободно доступна. Просто отправь платную смс-ку - и получишь всё, что хочешь. Данные можно скрыть, но по умолчанию они открыты и доступны всем. Пользуются этим, например, компании, выполняющие техосмотр (чтобы вовремя отправить тебе рекламу своих услуг), и компании, обслуживающие стоянки (чтобы узнать, кому и куда направлять штраф). Но этим воспользовался и мой коллега вместо долгих расспросов :) Когда первый раз сталкиваешься с такой прозрачностью - пугаешься. Говорят, и сведения об уплачиваемых налогах тоже открыты и доступны.

Вот такие вот особенности финского автомобилизма. Если ещё есть вопросы - спрашивайте, постараюсь ответить :)

Комментарии