Америка, день 1

Всем привет :)

Сегодня первый полноценный день в Америке. Завтра уже на работу, но как-то так вышло, что вовремя, похоже, опять не лягу спать. Но обо всём по порядку

День начинается с чего? Правильно, с завтрака. Так вот, завтрак в Америке внезапно не европейский, и я уже скучаю по европейской кухне (а в Европе скучаю по российской, хехе). В европейской или российской (культуры весьма одинаковые, надо сказать) гостинице нормальным будет "шведский" стол с бутербродами, соками-водами, чаем-кофе, возможно, какими-нибудь фруктами и овощами, мюслями и/или чем-то похожим, ну и нечто горячее (ну плюс-минус). Здесь же было так: пара видов орехов - грецкий (дроблёный в мелкую крошку) и что-то ещё типа фундука (нарезанного), хлеб с большим выбором всяких булочек и джемов, йогурты, какая-то вода, претендующая на звание компота (естественно, со льдом), стойка с горячим (традиционные омлет и жареный бекон), и... А, собственно, и всё. Сыра-колбасы нет, чая-кофе нет, подносов нет, приборов нет (оказалось, они на столе), овощей-фруктов нет, а ту жалкую пыль орехами называть стыдно. Цветная жижа оказалась-таки компотом, но то ли концентрация очень гомеопатическая, то ли сахару много вбухали, но жидкость казалась очень искусственной. Один коллега таки попросил сыра. С кухни ему принесли два ломтика, которые, кажется, вынули из пакета с упакованными ломтиками, а не отрезали с куска. Титана с кипятком я не нашёл - видимо, тоже надо с кухни просить. А теперь главная подстава: брать можно всё в любых количествах, но если взять что-то из "горячего", цена возрастает вдвое. А вот кто бы ещё сказал об этом... Даже несмотря на то, что кормёжка за конторский счёт, как-то обидно

Следующая американская подстава - это чаевые. Здесь абсолютно непонятная мне культура чаевых - дать на чай считается не то чтобы желательным, а почти обязательным. То есть персонал не поймёт, если в графе "на чай" будет стоять 0. И вот на завтраке мне было откровенно непонятно, за что вообще я должен давать чаевые. За то, что персонал принёс нам счёт? Ведь больше они ничего не сделали (ну разве что тарелки после нас унесли, но учитывая уровень заведения, это, наверное, должно быть нормальным?). Более того, ты не можешь просто написать "10%" или там "5%" - придётся посчитать, сколько именно, чтобы невзначай не обидеть людей слишком маленькими чаевыми. А после того, как чаевые подсчитаны, надо просуммировать стоимость чека и чаевые, чтобы понять, а сколько заплатить-то надо. Проблема настолько суровая, что есть даже приложения, которые посчитают правильные чаевые и разделят сумму на всю компанию. Местные, похоже, привыкли, но для меня это непонятно совсем. Что в России чаевые являются весьма необязательными и в общем-то персонал понимает, что на чай или дадут мало, или не дадут вообще, что в Финляндии чаевые просто не существуют как класс

После завтрака мы решили навестить местный супермаркет Walmart. Я много раз слышал фразу, что Америка сделана не для пешеходов, а для машин. Так вот это истинная правда. Магазин находится от гостиницы в 5-10 минутах ходьбы. Можно дойти напрямую вдоль трассы или чуть накривую вдоль небольшой дороги. Но где тротуары? А нет тротуаров. И ладно бы только не было тротуаров - не беда, дорога, по которой мы шли, очень слабо нагружена, да и всегда можно уйти на траву и пройтись в тени деревьев. Но к торговому комплексу, где не только Walmart, а ещё и какие-то садово-огородные лавки, что-то вроде аптеки, и ещё куча всего, нет пешеходной дороги. Ну это ж днище, ну как так-то. Что в Европе, что в России к любому ларьку найдётся тропа, если не асфальтовая, то народная, не говоря уже о крупных торговых зонах. Здесь - шиш. Я в этот момент понял, почему мне все говорили, что до работы от гостиницы не дойти пешком, хотя там 30-40 минут ходу всего. Нет тротуаров. Вот от слова совсем. Я не слепой, их правда нет. Ни миллиметра пешеходной тропинки вдоль дорог. Есть, правда, бетонные плиты, которые случайным образом начинаются и кончаются, так что считать их тротуаром при всём желании не получается.

Walmart - супермаркет как супермаркет, по рассказам ожидал большего. Я по первости слабо исследовал секцию с продуктами и решил, что выбор беден, но на самом деле это не так. Есть всё и весьма разнообразное. Цены мне показались слегка великоватыми, но, видимо, это плата за режим работы 24х7. Но тут вступает в игру следующая американская подстава - налоги. Как и везде, у американцев есть налог с продаж (VAT в Европе, НДС в России). Но! Если во всех человеко-ориентированных странах этот налог или уже включен в цену, или хотя бы написан на ценнике, то в Америке этот налог а) не включен в цену и не указан на ценнике и б) разный от штата к штату, где-то может и вообще отсутствовать. Поэтому подойдя к кассе, человек рискует получить на 5-10% больший чек, чем то, что можно насчитать на ценниках. Не, я понимаю, налоги, вся фигня, это везде так. Но блин, почему это так скрыто? Ну как-то в цивилизованных странах научились и налог не прятать, и цены держать визуально привлекательными. Я на такое уже нарывался однажды, когда заказывал что-то с доставкой из Америки и обнаружил ценник выше, чем ожидал; после разбирательства выяснилось, что если я хочу доставку в этот конкретный штат, то будет применён ещё какой-то там налог, которого нет в других штатах. Почему я узнаю о том, что кто-то хочет взять с меня больше денег, только к моменту, когда с меня эти деньги уже берут?

Интересный момент в плане американской "вежливости": весь обслуживающй персонал считает своим долгом с тобой поговорить. Я не хочу обсуждать, как я себя чувствую и как мой день, тем более, что всем на это наплевать. Просто возьми мои деньги и дай мне чек, всё. Но нет. Это я заметил ещё на таможне, когда один таможенник, задачей которого было на выходе собирать у нас талоны, успевал не только забирать эти талоны, но ещё и шутить или перекидываться парой слов с каждым проходящим человеком. Я бы на его месте уже сошёл с ума

На кассе walmart'а не спрашивают, нужен ли тебе пакет - что за вопрос, конечно нужен. Поэтому рядом с кассиром стоит вращающаяся вешалка с пакетами и кассир товар с ленты сразу кладёт в пакет. Как только пакет наполняется, кассир вешалку поворачивает и наполняет следующий пакет. Интересное решение на самом деле, но они ведь каждую мелочь в пакет засовывают. С другой стороны, когда я покупал бутылку воды, у меня спросили, класть ли её в пакет, видимо, подумав о том, что, возможно, я захочу эту бутылку выпить прямо сейчас. Приятно. Более того, такая система позволяет экономить на длине конвейера, поэтому там, где обычный европейский супермаркет умещает одну кассу, walmart умещает две. Правда, персонала всё равно нет :)

В Америке есть проблема с чипованными картами. В то время, как в Европе уже тяжело найти картоприёмник, работающий с магнитной полосой, Америка всё ещё плотно сидит на магнитной полосе. В крупных местах, однако, установлены картоприёмники двойного действия. Но вот странно: в одном и том же магазине утром у меня чип прочитался нормально, а вечером - не прочитался. Возможно, конечно, что картоприёмник просто сломанный, во всяком случае, я на это надеюсь. Магнитная полоса считалась нормально, но я так не делал уже миллион лет. А у коллеги вообще карту заблокировали за зарубежные операции

Из положительного: я нашёл нового лидера в гонке на похожесть зарубежного овсяного печенья на российское. Официально заявляю, что российское овсяное печенье - это лучшее печенье, которое я когда-либо ел. Не просто лучшее овсяное печенье, а лучшее печенье в принципе. А если ещё с арахисом или маком, то вообще отпад. Не существует более вкусной сладости, проверено. Европейское овсяное печенье или чрезвычайно пересахарёное, или слишком жёсткое и крошится, или тонкое, или ещё по какому-то критерию безнадёжно испорчено. Здесь я нашёл овсяное печенье почти нужной жёсткости и почти нужной формы/объёма. Но ёлки, что они запихали внутрь? Вместо овса всё равно на языке сахар, плюс ещё какие-то куски нитки внутри, что ли. Но это всё равно лучше, чем всё, что я находил в Европе

Мы с коллегами хорошо посидели у бассейна и поболтали, как-то забыв о том, что надо нормально пообедать. Но когда я решил посмотреть, а что сегодня на обед в гостинице, я обнаружил... ничего. Обед в гостинице не предусмотрен в принципе, нет его в часах работы столовой. Так что в Америке нужно помнить не только свой домашний адрес, имя и номер паспорта (на всякий случай), но ещё и адрес ближайшего макдональдса, если хочется еды, но при этом не хочется проверять на себе её качество в незнакомой забегаловке

После посиделок у воды накопилось некоторое количество мусора. Естественно, встал вопрос, как этот мусор выкидывать. На стойке регистрации мой вопрос про сортировку мусора сначала даже не поняли. Тут уже растерялся я: если не сортировать, то как выкидывать-то? Оказалось, всё моно валить в одно ведро. Мне было просто жутко класть в одну мусорку железную банку, пластиковую бутылку, картонную коробку и целлофановый пакет. И я не видел ни одного автомата по приёму тары. Как так-то? Позже я поговорил с местными и узнал, что в Америке нет системы раздельного сбора мусора и не предвидится её появления в ближайшие годы. Ряд предприятий добровольно сортируют мусор, но системного характера это не носит. Более того, сортированный мусор имеет большие шансы оказаться на одной свалке с несортированным, что как-то подрывает веру в светлое будущее. Так что не зря Обама ставит задачу уменьшения глобального потепления - глядишь, и мусороперерабатывающие заводы в стране построят в достаточном количестве

Дальше мы отправились на ужин в ресторан - подъехали остатки нашей большой команды. На дороге я почувствовал себя очень по-домашнему: длинные пробки, большие машины ездят как хотят, подрезают, встраиваются, сигналят; в общем, вы лучше меня знаете :) Порадовала фраза коллеги, который был за рулём, когда какой-то наглый чувак на здоровенном джипе опоздал с перестроением в полосу и пытался влезть перед нами: "Это арендованная машина, поэтому можешь даже не пытаться". Видимо, имел в виду, что в случае аварии нам будет всё равно (не наша же машина), а вот ему придётся иметь дело с компанией-арендатором, и вряд ли это будет хорошее дело. Ехали мы на Nissan Quest. Странная машина: когда ты сидишь в среднем ряду, нет ни малейшей возможности сделать так, чтобы из боковой решётки вентиляции тебе прямо в голову не дул воздух (ну разве что отключить кондиционер, но на улице +25, не самое лучшее решение). Это при том, что решётка закрыта. Но как её не верти, либо будет из щели какой-нибудь поддувать, либо из самой решётки через заслонку травить. При том, что места в машине много, второй и третий ряд кресел расположены очень близко друг к другу, на манер самолётных кресел, так что ноги не вытянуть. Спинки задних кресел почему-то были вертикальны, как стена, люди сзади жаловались на комфорт. Возможно, это настраивается, но как насчёт нормальных настроек по умолчанию?

В ресторане был цирк. У входа стоит стойка для человека, который должен проверять наличие мест и бронировать нам столик, но человека там нет. Оказывается, "ресторан закрыт, но вас мы посадим". Чуть позже пришла ещё одна компания, и ресторан был снова закрыт, но их посадили. Я ни разу не был в ресторане таком, что прямо ресторан-ресторан (то есть не "ресторан быстрого питания"), и поэтому не знаю, нормально ли такое для ресторанов, но официантку было не заткнуть. Да мне пофиг на твои истории, прими заказ и исчезни, мы сами поговорим о чём-то, что нам интересно. К еде претензий нет, всё достаточно быстро и весьма вкусно. Но вот за такое назойливое обслуживание я бы и гроша не дал. Насколько всё же культуры разнятся... Но зато нам дали за бесплатно бутылку вина, потому что мы пробовали вино и не захотели брать, но бутылку уже было не закрыть, поэтому нам её просто отдали. Думаю, это тоже что-то в духе "ресторан закрыт", но приятно. А ещё мне удалось найти хорошее пиво. 90% пива, продающегося в Финляндии - отстой, пить можно, но не нужно. Массово продающееся в Америке пиво - отстой, пить нельзя, это даже местные признают. Но в этом ресторане наливали пиво какой-то местной пивоварни, сваренное по типу бельгийского белого пива (один из представителей - мой любимый Hoegaarden). И вот это пиво было невероятно вкусным. Я уже успел подзабыть этот вкус даже

Ну а дальше не было ничего примечательного

В целом, не могу сказать, что я остался в восторге от увиденного за эти 1,5 дня. Много странных и непонятных мне вещей, есть такие, которые я не просто не понимаю, а не приемлю. Наверное, чтобы принять местный уклад жизни, надо здесь пожить чуть дольше, чем один день... Но зачем, если можно этого не делать :) Завтра начинается рабочая неделя, так что впечатлений будет меньше. Надо спать :) Доброй ночи всем!

Комментарии